2012, ноябрь

Центром ПМС-сопровождения и 6 школами нашего города (№№ 6, 13, 22, 25, 60, школа-интернат №1) с этого учебного года реализуется сетевой проект «Школа против насилия». Основная цель проекта – создание школьных отрядов посредников, которые будут способствовать обеспечению безопасности образовательной среды, помогая участникам образовательного процесса в конструктивном разрешении  конфликтов.

В настоящее время в школах активно происходит формирование отрядов и обучение их участников: педагогов и учащихся 6-10 классов. Все педагогические коллективы и учащиеся были ознакомлены с целью проекта. Поскольку общение и возникающие в ходе него трудности волнуют подростков, учащиеся всех школ с интересом отнеслись к идее создания отрядов и с желанием принимали предложение специалистов Центра и своих учителей попробовать себя в новом, пока не вполне им ясном деле. Конечно, как показали первые тренинги, не все сделали осознанный выбор. Были учащиеся, которые пришли за компанию, просто из любопытства, но немало было и тех, кто уже имел опыт примирения сверстников или младших ребят или интересуется возможностями улучшения отношений с друзьями, задумывается о себе и своих поступках.
            
На занятиях учащиеся и педагоги вместе рассуждали о стратегиях поведения в конфликтах, возможных последствиях, осваивали техники эффективного общения и решения проблем, учились посредничеству. Участие в обучении позволило учащимся уточнить и расширить свои представления о том, какова может быть технология помощи в конфликтной ситуации, разобраться в себе, в том числе самостоятельно оценить свою готовность к такой серьёзной работе.

Вопреки скептическим утверждениям значительной части педагогов, что школьникам «ничего не надо» и их «ничего не заставить делать», хочется отметить достаточно высокую мотивацию учащихся, желание участвовать в деле, которое отвечает их интересам, даже во внеучебное время (порой учащиеся проявляли более высокую мотивацию, чем педагоги). Думается, что этому во многом способствовала атмосфера тренингов, когда каждый – и взрослый, и подросток – мог высказать своё мнение, и оно было важным, все действовали по единым правилам и были равноправными партнёрами в обсуждении. Тренинги помогли учащимся раскрыть свои способности и проявить себя в умении конструктивно общаться, что помогло увидеть педагогам их с новой, неожиданной стороны.

Сейчас почти все школы вышли на этап создания модели Отряда посредников. В каждой школе она будет своей: отряды отличаются по возрастному и количественному составу, объёму и характеристикам целевых групп, конечно, на модели скажется и специфика учреждения. Отрядам предстоит выработать нормативную основу своей деятельности, план работы, и с января в каждой школе начнётся информационная кампания педагогов, учащихся и их родителей по ознакомлению с возможностями отряда и его предполагаемой деятельностью в своих школах.