Центром ПМС-сопровождения и 6 школами
нашего города (№№ 6, 13, 22, 25, 60, школа-интернат №1) с этого учебного года
реализуется сетевой проект «Школа против насилия». Основная цель проекта – создание
школьных отрядов посредников, которые будут способствовать обеспечению
безопасности образовательной среды, помогая участникам образовательного
процесса в конструктивном разрешении
конфликтов.
В
настоящее время в школах активно происходит формирование отрядов и обучение их
участников: педагогов и учащихся 6-10 классов. Все педагогические коллективы и
учащиеся были ознакомлены с целью проекта. Поскольку общение и возникающие в
ходе него трудности волнуют подростков, учащиеся всех школ с интересом
отнеслись к идее создания отрядов и с желанием принимали предложение
специалистов Центра и своих учителей попробовать себя в новом, пока не вполне им
ясном деле. Конечно, как показали первые тренинги, не все сделали осознанный
выбор. Были учащиеся, которые пришли за компанию, просто из любопытства, но
немало было и тех, кто уже имел опыт примирения сверстников или младших ребят
или интересуется возможностями улучшения отношений с друзьями, задумывается о
себе и своих поступках.
На
занятиях учащиеся и педагоги вместе рассуждали о стратегиях поведения в
конфликтах, возможных последствиях, осваивали техники эффективного общения и
решения проблем, учились посредничеству. Участие в
обучении позволило учащимся уточнить и расширить свои представления о том,
какова может быть технология помощи в конфликтной ситуации, разобраться в себе,
в том числе самостоятельно оценить свою готовность к такой серьёзной работе.
Вопреки
скептическим утверждениям значительной части педагогов, что школьникам «ничего
не надо» и их «ничего не заставить делать», хочется отметить достаточно высокую
мотивацию учащихся, желание участвовать в деле, которое отвечает их интересам,
даже во внеучебное время (порой учащиеся проявляли более высокую мотивацию, чем
педагоги). Думается, что этому во многом способствовала атмосфера тренингов,
когда каждый – и взрослый, и подросток – мог высказать своё мнение, и оно было
важным, все действовали по единым правилам и были равноправными партнёрами в
обсуждении. Тренинги помогли учащимся раскрыть свои способности и проявить себя
в умении конструктивно общаться, что помогло увидеть педагогам их с новой,
неожиданной стороны.
Сейчас почти все школы вышли на этап создания модели Отряда посредников. В каждой школе она будет своей: отряды отличаются по возрастному и количественному составу, объёму и характеристикам целевых групп, конечно, на модели скажется и специфика учреждения. Отрядам предстоит выработать нормативную основу своей деятельности, план работы, и с января в каждой школе начнётся информационная кампания педагогов, учащихся и их родителей по ознакомлению с возможностями отряда и его предполагаемой деятельностью в своих школах.
Сейчас почти все школы вышли на этап создания модели Отряда посредников. В каждой школе она будет своей: отряды отличаются по возрастному и количественному составу, объёму и характеристикам целевых групп, конечно, на модели скажется и специфика учреждения. Отрядам предстоит выработать нормативную основу своей деятельности, план работы, и с января в каждой школе начнётся информационная кампания педагогов, учащихся и их родителей по ознакомлению с возможностями отряда и его предполагаемой деятельностью в своих школах.